Реальные правила на тайских дорогах

«Как выжить на тайских дорогах» — более корректное название для этой страницы. Мы поможем вам разобраться в неписанных правилах движения и в образе мышления тайского водителя.

Зона ответственности водителя

Очень важно понимать, что такое «зона ответственности» тайского водителя. Это область, ограниченная углом в 90−140 градусов. Она включает в себя то, что таец видит перед собой. Всё. Никаких зеркал заднего вида или бокового зрения — все это одна большая «слепая зона».

Таким образом тайцы реагируют только на маневры участников движения перед ними. И совершенно не обращают внимания на тех, кто позади или сбоку. Перестраиваются между рядами они тоже вслепую — ибо предугадать маневр перестраивающегося впереди — это «зона ответственности» кого-то там, за спиной.
Правила движения на тайских дорогах
На картинке зеленый байк находится в зоне ответственности синего, и оба они — в зоне ответственности красного.

Допустим, зеленый байк решает сманеврировать, и синий не успевает уклониться и «догоняет» его. В ДТП виноват будет синий байк. Так как именно он не уследил за маневром зеленого.

Глянуть в зеркала перед манёвром — а зачем? Ведь беспокоиться и предугадывать маневр зеленого должны синий и красный байки.
Правила движения на тайских дорогах
В случае с машиной все по-другому. Если вы движетесь в пределах одной полосы, и она сманеврировала — то виноват будет водитель автомобиля, как средства повышенной опасности.

Поведение других участников важнее правил

«Ты в моем поле зрения, поэтому я подстроюсь под тебя». Этот принцип работает как на вас, так и против. Например, таец простит вам очередной глупый маневр и будет терпеливо ждать, пока вы перестроитесь, увидев включенный поворотник. Однако в другой ситуации он лихо срежет вас, зайдя в поворот из второго ряда — и будет рассчитывать на то, что он был в зоне вашей ответственности.

Будьте готовы к любому поведению водителя перед вами. А самое главное к тому, что при разборе ДТП тайский полицейский и страховой агент подсознательно будут ставить понятие «зоны ответственности» выше общепринятых правил дорожного движения.

Двигайтесь медленно, вплоть до остановки, если ситуация на дороге перед вами не ясна на 100%. В Таиланде гораздо важнее видеть и подстраиваться, чем полагаться на ПДД. Это относится к нерегулируемым перекресткам, круговому движению и местам, где должно действовать правило «помеха слева». Тайцы просто следят за поведением других, не задумываясь о правилах.

Как тайцы срезают углы

Тайцы всё время срезают углы, выезжая на встречку. И часто новички могут решить, что «этот псих решил вас убить». Да, один из способов проезда Т-образного перекрестка по-тайски — это сотня метров вдоль бордюра по встречке, и лишь затем перестроиться в свой ряд.
Правила движения на тайских дорогах
Правила движения на тайских дорогах

Проезд на красный

«Нет полицейского поблизости — значит можно все». Тайцы постоянно едут на красный. Будьте готовы, что когда для вас загорится зеленый, еще минимум 4−5 машин эгоистично проедут перед вами. Таец считает, что если он достаточно плотно прижался к машине впереди, то он также имеет право проезда перекрестка. Отсюда вывод — никогда не жмите на газ, едва для вас загорится зеленый. Бросьте взгляд в сторону потока, для кого только что был красный.

Чаще всего при красном сигнале светофора негласно разрешен поворот налево. Но лучше посмотрите на светофор. Если там есть стрелка — значит нужно дождаться, пока она загорится. Или быть готовым выложить 500 бат.

Обгон по встречке

После движения в России, а тем более в Европе и огромных штрафов за встречку — водители привыкли к тому, что разделительная линия, тем более двойная — это «стена». В Таиланде же пересекать ее можно «по необходимости», а необходимость для каждого разная.
Правила движения на тайских дорогах
Вы собрались повернуть в переулок направо через встречку. Включили поворотник, перестроились в крайний правый ряд, притормозили. Убедились, что навстречу никто не едет, и начали поворачивать. В этот момент вас таранит таец на красном байке, решивший обогнать поток по встречке.

Перед маневром киньте взгляд через плечо. Убедитесь, что вас никто не обгоняет по встречке, даже если по логике вещей там никого не должно быть. Не повторяйте историю Славы и Полины.

Тайцы не останавливаются после ДТП

При отсутствии свидетелей и камер таец попытается скрыться с места ДТП. Ваша задача — как можно больше фото и показаний окружающих. Старайтесь сразу записать номер и сделать фото места ДТП. Каждый кадр может оказаться решающим в деле.

Кстати, отсутствие водительских прав у одного из участников ДТП никак не влияет на его степень вины. Нарушитель отделается штрафом в 500 бат, и разбор продолжится в обычном режиме.

Аварийка

Хоть на Пангане нет больших дорог, но этот пункт поможет вам в поездках по материку. У тайцев не укладывается в голове, что посреди трассы может быть пешеходный переход. И что тем более перед ним нужно сбросить скорость.

Останавливаясь, чтобы пропустить пешехода или выезжающую машину — включите аварийку! Иначе остальные решат, что остановка — это очередная прихоть какого-то водителя и просто обгонят вас, не сбавляя скорости.

Сигналы и дальний свет

Не думайте, что мигающий дальним светом пикап с тайцем за рулем собирается вас пропустить. Здесь интерпретация этого сигнала — «проеду первым», «на перекрёстке еду прямо», или вообще «уйди с дороги».

Звуковой сигнал обычно используют, чтобы дать знать о вашем присутствии вне чьей-то «зоны ответственности». Часто его применяют, чтобы проехать на скорости перекресток с ограниченной видимостью, или промчаться на мигающий желтый. Также полезно коротко посигналить перед слепым поворотом — на случай, если кто-то невидимый решит срезать угол.

Внезапные маневры

Если вы видите, что мотобайк перед вами почти остановился, но продолжает вилять, и водитель старается удержать равновесие — скорее всего, сейчас будет какой-нибудь маневр. Например, разворот из крайнего левого ряда. Тайцы не считают нужным перестроиться в правый ряд перед разворотом или даже включить поворотник. Они просто ждут, пока остальные проедут мимо. Пару лет назад я сам попал в такую «ловушку», подумав, что таец просто решил припарковаться на обочине.
Правила движения на тайских дорогах

Напоследок

  • Большинство тайцев не знают об опции «включить поворотник» или долго едут с включённым поворотником, в итоге сворачивая в противоположную сторону
  • приучайтесь смотреть во все стороны на 360 градусов, ибо мотобайки движутся в любую сторону
  • любые развороты на трассе — потенциально смертельно опасны
  • тайцы выезжают с прилегающих дорог вслепую и на скорости, всё равно впереди реинкарнация
  • если кто-то остановился посреди дороги — сбавьте скорость, там что-то произошло, или сейчас кто-то резко зайдёт в поворот со встречки
  • опасайтесь сонгтео, ожидайте резкого манёвра в любую сторону
  • шлем спасет вашу жизнь.
Читайте также
Популярные модели скутеров — от Scoopy до XMax
Поиск байка, регистрация и оформление
Как и у кого арендовать автомобиль, где помыть машину